Как вступить в Российскую объединенную демократическую партию "ЯБЛОКО"

 
 
   

Семь шагов к равенству возможностей. От авторитаризма и олигархии, бедности и бесправия к свободе и социальной справедливости (Предложено Г. Явлинским для выборов "Яблока" в 2007-08 годах). Программа создания сильной России.

Программа создания сильной России

Сегодня наша страна достигла довольно высоких темпов экономического роста. В целом заметно повышаются реальные доходы населения. Значителен рост инвестиций, идет быстрый рост капитализации крупных российских компаний, стал фактом их выход на мировые товарные и финансовые рынки. Однако, несмотря на эти, вроде бы обнадёживающие макроэкономические показатели, состояние нашего государства, вызывает серьезное беспокойство. С точки зрения обеспечения высокой конкурентоспособности России и сохранения её в нынешних границах она всё еще остается крайне слабой страной, и перспективы её очень туманны. Каковы основные составляющие этой слабости?

I. Семь главных бед современной России

Беда первая: авторитарная, кланово-олигархическая, коррумпированная власть, безответственная перед обществом, но стремящаяся сохранить свое господство, во что бы то ни стало

На протяжении практически всех пореформенных лет российская власть оказывалась неспособной эффективно управлять страной, адекватно отвечать на требования времени и новые угрозы. В последние годы, увлёкшись подавлением политической оппозиции и ростков реальной демократии в стране, она была занята в основном активным строительством полицейско-бюрократического государства, созданием искусственных «карманных» партий и проведением беспроигрышных для себя выборов. Теперь выборы проводятся под жестким контролем властей и ими же фальсифицируются. Поэтому в стране отсутствует самостоятельный парламент. Нет сегодня и независимого суда, который может в полной мере защитить граждан от преступников и чиновников-коррупционеров. На центральном телевидении фактически установлена политическая цензура и запрещено обсуждение важнейших политических и социальных проблем.

В течение последних восьми лет в стране проводились авторитарные реформы, сворачивались гражданские свободы. В разрез с буквой и духом действующей Конституции переписывалось избирательное законодательство: установлен 7-процентный барьер, отменены порог явки и графа «против всех». Фактически введен институт преемничества, не предусмотренный Законом. Задолго до начала избирательной кампании кандидатам от «партии власти» предоставлена возможность демонстрировать себя в федеральных СМИ. Стали привычными злоупотребления «административным ресурсом» в центре и на местах, участие различных государственных институтов, включая суды и силовые структуры, в акциях по исключению из предвыборной гонки нежелательных кандидатур и партий. Дело идет к тому, что оппозиционная деятельность будет приравнена к экстремистской. В результате тотальной активизации маргиналов как во власти, так и в общественной среде, сил, способных модернизировать страну, скоро просто не останется.

Откровенная политика, ориентированная на интересы, прежде всего крупного монополистического капитала и чиновничества, пренебрежение власти к закону, массовый административный произвол в отношении законопослушных граждан и попустительство в отношении правонарушителей из числа состоятельных и влиятельных лиц способствовали беспримерному расцвету коррупции. Эта раковая опухоль, кажется, проникла уже во все жизненно важные структуры государства и общества. Коррупция подавляет стимулы социально-экономического развития, создает с трудом преодолимые барьеры на пути технического развития, научного творчества, всего нового и передового. В зародыше гасится предпринимательская и трудовая активность.

Корни этой системы уходят в середину 90-х годов, когда произошло полное и «взаимовыгодное» слияние бизнеса и власти. Наиболее могущественные бизнес-структуры теперь диктуют государству решения не только в экономической, но и в политической сферах. Результаты подобной активности, осуществляемой, как правило, в ущерб общественным интересам и к выгоде тех или иных влиятельных группировок, уже заметны даже в сфере российских межгосударственных отношений. Это и есть кланово-олигархическая система власти, в которой с середины 90-х годов изменилось только то, что несколько поредевшие ряды прежних олигархов, теперь пополнили высокие должностные лица. Нынешняя реальная верховная российская власть - это несколько «элитных» групп, состоящих из небольшого числа чиновников высокого ранга и близких к ним крупных бизнесменов. Присвоив себе права управления основными финансовыми, информационными и материальными потоками, они установили в стране режим, обслуживающий в основном их собственное существование.

Это необольшевистская власть, поскольку она обслуживает интересы правящей номенклатуры исключительно в ущерб абсолютному большинству граждан, ставит ни во что человеческую жизнь, свободу и справедливость, сводит ценности государства к набору временных технократических параметров.

Эта власть унаследовала авантюризм строителей разного рода политических и экономических пирамид, которые действовали в нашей истории на протяжении всего XX века.Эта власть не решает проблемы страны по существу, а лишь создает пропагандистскую видимость, загоняя внутрь серьезнейшие болезни общества, в том числе такие, как ксенофобия и экстремизм.

Эта власть мешает России создавать прочный фундамент в отношениях с соседями на международной арене.

Беда вторая: сырьевая зависимость

Сегодня наш сырьевой экспорт вместе с продукцией смежных отраслей составляет примерно 80 % общего объема экспорта. Значит, продажа природных ресурсов может на долгое время остаться основным источником экономического роста. Всем нынешним финансовым благополучием страна обязана исключительно высокому уровню цен на экспортируемые энергоресурсы. Политика, сориентированная лишь на мировые рынки сырья, привела к тому, что фактически прекратили развиваться отрасли, жизненно важные для страны, – машиностроение, электроника, современные перерабатывающие производства. Резко снизился уровень профессионализма в важнейших для будущего производственных сферах. Такие процессы говорят о хронической неспособности сложившейся системы власти распорядиться в интересах общества эффектом высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители. Сырьевая зависимость экономики России превращает нашу страну в сырьевой придаток индустриальных и быстро развивающихся стран.

Разговоры последнего времени об исправлении сложившихся диспропорций в отечественной экономике путем её диверсификации с использованием новейших технологий не новы и не вызывают серьезного доверия. В стране не созданы механизмы для решения этих задач – нет инвестиционной инфраструктуры, соответствующей банковских и финансовых институтов, не соблюдаются законы и отсутствует независимый арбитраж. еда третья: консервация всеобщей бедности

Кланово-олигархическое государство закрепляет и охраняет немыслимое в цивилизованном мире социальное расслоение общества. Пропасть между небольшим числом преуспевающих людей и теми, кто лишен перспективы, сегодня стала еще глубже, чем в 90-е годы. Доходы наиболее состоятельных слоев населения растут опережающими темпами, по сравнению с темпами роста ВВП и доходов большинства. Это означает, что приращение ВВП «работает» главным образом на интересы наиболее богатых, а не на благополучие всего общества и не на развитие страны. Вот так взрывоопасно настроены российские механизмы обогащения и обнищания.

Сегодня отрасли, которые дают примерно 80 % прироста ВВП и связаны, так или иначе, с экспортом, обслуживанием добычи и транспортировки энергетических ресурсов, требуют лишь очень незначительную часть нашего человеческого потенциала, имеющего специальную подготовку. В стране не создаются в нужном объеме современные высокооплачиваемые рабочие места. Из этого следует, что от бедности россиян не спасут ни пособия, ни льготы, ни эпизодические повышения зарплат бюджетникам, хронически отстающие от инфляции, ни распределение случайно полученных от высоких сырьевых цен дополнительных средств. Все эти меры заведомо неспособны привести к серьезному росту доходов населения, без чего невозможно достижение достойного уровня зарплат и пенсий. Под лозунгом обеспечения доступного жилья доступ к жилью закрыт полностью, поскольку цены на него достигли немыслимых размеров. Идет откровенная коммерциализация образования и здравоохранения, качество которых от этого нисколько не улучшается. Пожилые россияне вынуждены существовать на нищенские пенсии, а детские пособия не позволяют прокормить даже маленького ребенка.

Сырьевая экономика способна демонстрировать экономический рост и обеспечить современный уровень жизни примерно для 25% наших сограждан. Для нескольких процентов эта система позволяет иметь такой высокий уровень жизни, который редко встретишь даже в развитых странах. Но 70 % граждан страны при этом практически будут лишены возможности получить современное образование, у них едва ли когда будут полноценная занятость и высокие доходы.

Беда четвертая: массовое бесправие
Общественно-политическое устройство современной России - это система, воспроизводящая неравенство в реальных правах больших групп населения. Формальное равенство граждан перед законом не мешает нынешним российским властям целенаправленно проводить внутреннюю дискриминационную политику.

Политическое неравенство. Вопреки действующей Конституции в стране сформировалась привилегированная группа людей, стремительно превращающаяся в «высшую касту» с неограниченными правами. Это – чиновничество, в основном высшего и среднего звена. Главная привилегия данной группы – практически 100%-е доминирование во всех органах власти, включая парламент, где она имеет контрольный пакет голосов (конституционное большинство), а также судебную систему, обслуживающую преимущественно ее интересы. Значительную часть этих привилегий разделяет её социальный партнер – крупный, как правило, сырьевой бизнес и обслуживающие его группы населения. Все остальные слои общества дискриминируются бюрократией и фактически поражены в правах. Они не имеют реального представительства во власти и не могут рассчитывать на полноценную защиту в судах.

Экономическое неравенство. Резкое социальное расслоение – это не просто итог несправедливого распределения национальных богатств. В отличие от демократических государств, где различия в уровне жизни - это результат конкуренции в относительно равных условиях, социальное расслоение в России является следствием искусственно созданного неравенства экономических прав. Сегодня у нас уровень доходов рядовых работников предприятий определяется не столько их трудом, сколько объемом их реальных прав. Низкая зарплата работника в России – это не следствие его нерадивости, а результат его бесправия.

Еще один признак бесправия – разный уровень реальных гарантий прав собственности для крупных и мелких собственников. Реформы 90-х годов начались с массового нарушения прав собственности граждан. Сначала люди потеряли все свои сбережения и вклады в Сбербанке. Потом подавляющая часть населения была обманута и пострадала в ходе ваучерной приватизации. Принципиальным событием, закрепившим систему неравенства, стали залоговые аукционы. Дефолт придал ей классическую завершенность. Нынешние власти считаются с правами только «социально близких» к ним обладателей сверхкрупной собственности, и то - лишь временно и при условии их абсолютной политической лояльности. В тяжелейшем положении оказался малый бизнес, подавляемый и вытесняемый с рынка олигархическими монопольными структурами с помощью административных рычагов. В результате вклад малого бизнеса в российскую экономику на порядок меньше, чем в развитых странах.

Экономической дискриминации в ходе реформ подверглись и продолжают до сих подвергаться также сельские и городские владельцы земельных долей, квартир, дачных домов и участков, научные и инженерно-технические работники, жители общежитий и военных городков, а также другие категории населения, которые лишены либо права полноценно распоряжаться своей собственностью либо права оформить в собственность принадлежащее им имущество. Нынешняя власть не желает решить проблему неприкосновенности частной собственности. У нее, судя по всему, другие планы.

Социальное неравенство. Полуфеодальная система отношений самым пагубным образом отразилась на социальной сфере. Наиболее социально защищенной оказалась бюрократия, которая даже умудрилась создать для себя особую пенсионную систему, полностью оторванную от системы пенсионного обеспечения «простых» граждан. Дискриминированными оказались и «бюджетники» (учителя, врачи, военные, работники культуры). Они получают зарплату из того же источника (бюджетов разных уровней), что и бюрократия, но их доходы на порядок меньше

 

1  2  3  4

 
 

 
текстовые ссылки
 
Екатеринбург
 

 

Иркутск
Калининград
Красноярск
Москва
Московская область
Нижний Новгород
Новосибирск
Оренбург
Пенза
Приморье
Ростов-на-Дону
Самара
Свердловская
область
Смоленск
Ставрополь
Таймыр
Тверь
Тюмень
Ульяновск
Хабаровск
Ханты-Мансийск
Челябинск
Чита
Ярославль
Республика Саха
 
 
другие сайты:
   
"Нелюбимая страна" - книга Андрея Пионтковского

 
   
 
  Открыт счет для оказания материальной помощи семье сотрудника ФСБ, погибшего при разминировании
 
 
 
© РОДП "ЯБЛОКО" Пермское региональное отделение. Дизайн Змеева И.
 
Hosted by uCoz